Краткое введение в бесклавиатурные синтезаторы MFB


В этом обзоре речь пойдёт о компактных синтезаторах немецкой фирмы MFB в сравнении с популярным Doepfer Dark Energy (тоже немцем). Это полезные модули для живой работы или углублённого знакомства с миром аналогового субстрактивного синтеза. От некоторых зрителей моего канала Youtube, поступают вопросы: брать ли Doepfer Dark Energy, или не брать? Каков он из себя? Что хорошего, чего плохого? Что есть ещё кроме него?.
Я замечу: я работал в живую только с Doepfer (DE и кое-что из A-100), поэтому не могу сказать о некоторых очень тонких нюансах или о звуке других аппаратов, но судя по ценовому диапазону, набору возможностей и локации производителя, по характеристикам отдельных модулей MFB и Doepfer не так сильно принципиально различаются. Могу лишь сказать, что продукция MFB, хоть и выглядит немного кустарнее чем Doepfer, в целом она обладает более широкими возможностями и у MFB гораздо шире ассортимент готовых аппаратов с высокой степенью интеграции (читай: синтезаторов).

 


Для начала вспомним, что такое Dark Energy.
Аналоговый полумодульный синтезатор для начинающих, основанный на самых простых модулярных наработках Doepfer, при этом довольно упрощённых. На борту MIDI-CV конвертер, порт USB (MIDI), несколько аудио/CV разъёмов и следующие блоки: один VCO (Пила/треуг/имп.), один LP-фильтр (24 dB), два LFO (Треуг./меандр), один генератор огибающей ADSR, один VCA.
Если коротко, от он предназначен для неофитов, но хорош ценой, надёжностью и очень красивым дизайном. Звук у него неплохой, для баса, шума или простенького лида самое оно.

Плюсы:
1. MIDI-CV конвертер. Конвертер имеет 4 CV-выхода, управляемых от сообщений Key#, Velocity, Pitch и произвольного программируемого CC. Выходной диапазон: 0—5В. В него встроен простенький арпеджиатор, правда управляется он с помощью сообщений Program Change, что не особо удобно для живой работы, но терпимо в студии.
2. Аудио-выход аттенюирован до линейного уровня, а аудио-вход предусилен до внутреннего уровня.
3. Есть масса дырочек, с которыми можно поиграться. Если есть дополнительные модули, то дырочки даже иногда могут быть полезны.
4. Нехитрые модификации позволяют нехило расширить функционал синтезатора, правда, ценой потери красивого внешнего вида.

Минусы: (он все заключаются в тонкостях)
1. Мало модулей и их набор возможностей и качество не очень хорошее:
— Фильтр только LP
— VCA немного шумит и расчитан на такой маленький диапазон управляющего напряжения, что иногда встроенный генератор огибающей натыкается на предел усиления.
— Нет генератора шума
— Нет кольцевого модулятора (хотя можно эмулировать его с помощью AM на VCA но это не слишком выгодно: рингмод по устройству всегда устроен проще чем VCA)
— Форма волны переходных фаз ADSR довольно далека от линейности, что вкупе с перегружающимся входом CV VCA мешает иногда достичь плавных мягких атак и спадов.
2. Prewire: осциллятор жёстко связан с фильтром и не отключается. Поэтому аппарат тяжело использовать как обработку. Можно выбрать прямоугольный форму волны и до упора выкрутить ширину импульса, тогда основной тон исезнет, но всё равно будет остаточный гул. Избавиться от него можно только сильно не выкручивая фильтр, либо кардинально: подать вольт 7-8 на вход VCO, чтобы увести его из аудиодиапазона. Работает.
3. Сэкономили на дырках и ручках.
— Нет встроенного регулятора портаменто, хотя можно с помощью дополнительного потенциометра решить эту проблему.
— Тумблерами можно выбрать источники модуляции для VCF, VCA, PW, VCO, но набор неполон. Например, VCF можно модулировать толко LFO2, а VCA — LFO1 при том, что синхронизировать генераторы невозможно. Частично эта проблема решается с помощью входов/выходов, но ни один вход не аттенюируется в отличие от Prewire-путей следования, к которым прилагаются ручки глубины воздействия. Этот момент весь Fun в работе с дырочками сводит на уровень развлечения. С другой стороны, у DE всё-таки много этих ручек.
4. Источник питания синтезатора — 12В переменного тока. Так что напряжения на генераторах не особо большие — где-то вольт 6. Не все выходы/входы надлежащим образом буферизованы, так что при попытке интегрировать модуль в систему могут быть неожиданности.

Тем не менее это очень неплохой аппарат: он доступен, хорошо документирован и в целом удобен в работе.
Напомню стоимость модуля: 398 Евро в настоящий момент.

Теперь поговорим об аппаратах MFB.
В настоящее время у них весьма широкий модельный ряд: есть около десятка разных небольших синтезаторов. Я опишу их все.

1. KRAFTZWERG:

Он выпускается в рековой (3U) и настольной версиях. Настольная версия питается от простого адаптера AC 12V и имеет встроенный MIDI-CV конвертер. В остальном версии одинаковы. Синтезатор состоит из нескольких стандартных модулей MFB, Объединённых в одном корпусе. Самое вкусное заключается в том, что они полностью изолированы и могут соединяться патч-кордами так, как это нужно музыканту. Тут подсказывают, что некоторое количество предварительных соединений всё таки присутствует. Впрочем, на борту имеется микшер, позволяющий отстроить громкость каждого осциллятора. Количество модулей делает этот инструмент сопоставимым по возможностям с Minimoog.
Например, на аппарате два генератора ADSR, а это означает возможность создания красивых лидов с проработанной артикуляцией. Звук генерируется аж тремя VCO, впрочем, фильтр всего один: 24 dB LP (Кстати, этот и все остальные LP-фильтры являются репликами классического фильтра Муга). Есть и генератор белого шума. В остальном набор стандартен: один VCA, два VC-LFO, на одном из которых замечен режим работы S&H.
Удобен тем, что всё что есть полностью гибко и не скрыто за Pre-wire или каким-то мультиплексированием. На мой взгляд, не очень подходит как мобильный шумовой генератор из-за размера и довольно высокой цены. Но рековая версия может быть очень полезна как компактный базовый компонент модульной системы.
Рековая версия стоит 520 Евро, настольная — 580 Евро.
2. MICROZWERG — новинка, только что появился. Это очень интересный модуль и его можно назвать выбором редакции.

Состав: два VCO (треуг./пила/имп./шум), два мультирежимных фильтра, два CV-LFO, один ADSR и один VCA. По концепции синтезатор напоминает что-то среднее между простым басово-шумовым синтезаторов и уже серьёзной штукой наподобие некоторых советских аппаратов или Korg MS-10: есть некоторый элемент предварительного коммутирования, обозначенный на интерфейсе линиями, но дырок довольно много. Есть те же болезни, что и у DE: входы/выходы не имеют аттенюаторов. Конвертер MIDI-CV тоже упрощённый: CV-выходы наружу не выведены и возможностей по программированию куда меньше. Однако, самая главная фишка инструмента — это его потрясающе гибкие LFO!
1. Среди набора волн доступен сигнал Sample&Hold.
2. Хоть в инструменте всего один настоящий генератор ADSR, артикулирование можно разнообразить, переключив LFO в режим One-Shot, при котором он начинает вести себя как простенький генератор огибающей, запускаемый от того же триггер-сигнала, что и «взрослый» ADSR. Для большинства задач этого должно хватить, а для более сложных и пластичных звуков уже стоит использовать более серьёзные игрушки.
3. Скорость LFO может управляться внешним CV
Это недокументировано, но аппарат можно использовать как процессор эффектов, но с некоторыми ограничениями: линейный сигнал придётся чем-то предусиливать до приемлемого уровня, и придётся возиться с заглушением VCO как на DE.
В целом, за свои 380 Евро этот аппарат является очень серьёзным конкурентом DE, т.к. при менее симпатичном дизайне обладает большим набором возможностей при похожих общих характеристиках и аналогичной цене.
3. NANOZWERG

Это самый простенький из этой серии синтезаторов, однако даже он имеет некоторые прелести.
Расскажу вкратце: от Dark Energy он отличается следующим:
— Более простой MIDI-CV конвертер, как в других синтезаторах из этой серии
— Только один LFO, но с пилой и S&H. Может работать в режиме One-Shot.
— Ширина импульса VCO выбирается из нескольких вариантов. Соответственно, нет никакого PWM-входа.
— Есть дополнительный суб-осциллятор синхронизированный с основным (а точнее, полученный путём пропускания осциллятора через обычный делитель частоты). Также он может использоваться как источник шума
— Есть некоторое количество разных выходов и выходов, включая аудио-вход, но в целом всё не слишком удобно, органов управления маловато.
— Тем не менее, это неплохой выбор за свои 220 Евро.
4. MFB-SYNTH II

По возможностям инструмент чем-то напоминает Minimoog, оснащённый MIDI входом, памятью для пресетов и секвенсером. Внешне он напоминает DSI Evolver. Но это преимущество сильно ударило по гибкости. В аппарате жёсткий Prewire, так что он больше рассчитан на традиционное использование в качестве музыкального инструмента. У него довольно мудрёный набор VCO: каждый имеет индивидуальный набор режимов, но увы, ни один не имеет нормального регулятора PW: лишь второй осциллятор имеет набор ширин, выбираемых с помощью кругового переключателя. Третий VCO (как и в одной из версий Minimoog) можно использовать как источник модуляции для других осцилляторов, и среди его набора форм волны есть S&H. В микшер встроен генератор белого шума, что делает его похожим на один из Eurorack модулей MFB. К сожалению, фильтр имеет только обычный LP-режим, и это здорово ударяет по набору доступных тембральных окрасов, особенно в связке с неполноценным PWM. Как приятная мелочь, есть регулятор Glide.
Тем не менее, инструмент имеет свою фишку: 32-шаговый секвенсер (скорей всего, микроконтроллерный), а этим может похвастаться далеко не каждый аппарат за 480 Евро.
5. MFB-SYNTH

От своего старшего брата инструмент отличается отсутствием самостоятельных LFO (их роль выполняет VCO 3, опять вспоминаем MiniMOOG) и парой уже непринципиальных по сравнению с этим мелочей. Стоит он 345 Евро. Опять таки, неплохой вариант, учитывая наличие секвенсера.
6. MFB Synth Lite.

Судя по всему, сильная сторона дизайнеров MFB — это умение оснастить каждый инструмент какой-то своей фишкой, которая пользователю просто выбрать наиболее подходящий для себя инструмент. а не метаться в поисках супер-комбайна. В отличие от довольно многих традиционных производителей, каждый инструмент MFB имеет немного «перекошенный» набор возможностей — где-то недодали, где-то переложили. Мне это кажется плюсом.
Так вот, у MFB есть самые разные синтезаторы, самый доступный из них — это малютка MFB SYNTH Lite.
Это переходная фаза между цифровым и аналоговым. Вместо традиционных VCO в нём используются DCO — управляемые микроконтроллером осцилляторы. Большим ассортиментом форм волны они не отличаются: пила, два варианта импульса: симметричный и короткий. Второй осциллятор может работать в режиме кольцевого модулятора для первого. На орту есть один LFO названный Modulator, аналоговый LP-фильтр (24 dB) и VCA — к каждому из них привязан свой генератор ADSR. Есть вход Extern для внешнего сигнала. Запоминаются пресеты. На этом набор возможностей инструмента заканчивается. Конечно, нельзя многого требовать от аналогового синтезатора за 200 Евро, но этот аппарат можно посоветовать только в случае серьёзно ограниченного бюджета.
7. POLYLITE

В качестве «вашего первого» аналогового полифоника можно приобрести за 345 Евро эту 4-х голосную версию Lite. В нём немного урезаны возможности DCO, но для типичной сферы применения полифоников это не самый плохой выбор, к тому же каждый голос имеет дополнительный суб-осциллятор с прямоугольной формой волны (скорей всего сделанный а основе счётчика). Звучать будет как что-то типа упрощённого Juno. Если использовать стерео-хорус или фейзер, то будет неплохо.
8. MFB LITE II

Этот синтезатор отличается от Lite наличием суб-осциллятора как в Polylite, и 32-шаговым секвенсером, который программируется с помощью MIDI-клавиатуры. В остальном он аналогичен первой версии LITE. Цена вопроса: 245 Евро.
9. MEGAZWERG — это личный выбор автора №2.

Это не столько синтезатор, сколько вспомогательный модуль, подходящий для всех настольных полумодульных синтезаторов. Вкратце: в нём находятся все те вещи, которых так не хватает на самих инструментах:
— Сдвоенный интегратор (Glide-модуль)
— Сдвоенный блок аттенюации
— 4-х шаговый секвенсер
— Дополнительный простенький VCO
— Кольцевой модулятор
— 2-х канальный микшер
— 4-х режимный фильтр с управляемым CV резонансом
— Продвинутый генератор огибающей AHDSR с режимом Loop (как в Ритме-2)
— Модуль аналоговых буферов с одним инвертированным выходом (Буферы часто необходимы в том случае, если требуется раздать один сигнал на несколько входов, или наоборот, в один вход загнать несколько источников модуляции)
— Модуль цифровой задержки с кое-какими управляемыми CV параметрами.
— MIDI-конвертер.
Цена вопроса: 480 Евро. Если посчитать количество полезного барахла, то это очень неплохой выбор. Жаль лишь, что у этой модели отсутствует рековая версия без MIDI-конвертера, ибо он очень неплох в качестве Utility Suite к модульной системе.

Следует отметить, что в ассортименте MFB также присутствует довольно большое количество секвенсеров того или иного типа, аналоговых драм-машин, и весьма эффективные в плане цены/качества модули формата Eurorack, совместимые с шиной Doepfer A-100.

Не стесняйтесь задавать вопросы.

Добавить комментарий