Реалистичное портаменто в Synthedit

Synthedit LogoВ 70-х годах было принято применять с лидами и басами такой исполнительский приём как портаменто с так называемым скольжением (Glide). Впрочем, и сейчас он не менее активно используется, хотя скорей в качестве цитирования. Сама идея логична: дискретный одномоментный скачок между нотами традиционно редко уместен, когда партия исполняется на одноголосном инструменте. Переходные процессы в механическом (в противоположность электронному) звукоизвлечении всегда присутствуют и дают слушателю осознать смену ноты. Одним из таких переходных процессов и является плавная смена высоты тона при взятии следующей ноты, которая наиболее характерна для голоса и имитирующих его инструментов типа термен-вокса. Почему так происходит? Из-за механической природы самого механизма смены ноты.

Особенность движений выполняемых человеком такова, что он не может их выполнить мгновенно или с абсолютно постоянной скоростью. Например, когда человек что-либо пинает или стучит по чему-либо, он делает первичное движение быстро, но тормозит по мере приближения к поверхности, а если человек не осознаёт расстояние до поверхности, то он обычно больно ударяется. Так и при игре на термен-воксе, музыкант, как правило, выполняет скачок сначала сделав быстрое движение до примерного «расположения» следующей ноты, а уже после этого делает более аккуратное и медленное движение.

Для мира синтезаторов удачным на мой взгляд совпадением оказалось то, что похожим образом происходят переходные процессы в аналоговой электронике, хотя иногда это даже мешает. Итак, разберёмся, как выполняется этот исполнительский приём на аналоговом синтезаторе, а уже потом перейдём к программным модульным системам, а именно, к Synthedit.


Клавиши — дискретный орган управления, который ограничивает бесконечное множество возможных для взятия высот тона привычным нам хроматическим звукорядом, поэтому без использования специальных примочек портаменто играть не удастся. Обычно для создания этого эффекта в монофониках используется так называемый ограничитель скачков (Slew Limiter), представляющий собой интегратор, принципиальная схема которого показана на рисунке.
Ограничитель скачков

Ручкой Glide мы меняем скорость скольжения от одной ноты до другой. Этот узел сглаживает скачки CV логарифмически, как показано на рисунке.
Логарифмическое ограничение скачка

Как можно видеть, здесь процесс похожий: по мере приближения скорость меняется, поэтому большая часть времени этого перехода занята «тонкой подстройкой».

Теперь поговорим о Synthedit. Этот продукт исключительно мощен в умелых руках, а вот неумелое его использование порождает множество плохо звучащих синтезаторов, а вместе с ними нелепые слухи о том что Synthedit — это игрушка, движок у него вейвтейбловый, и звучат все образованные им плагины одинаково.

С помощью Synthedit можно построить потрясающие синтезаторы, звучащие тепло и пластично, но если целью является повторение структуры аналогового синтезатора, то её надо именно повторять со многими её особенностями. А это и ограниченная яркость звучания и не 100% точный строй и множество нелинейностей, которые не очень хорошо дружат с цифровыми моделями, но современными средствами вполне достижимы.

Итак, модуль MIDI to CV. На входе MIDI, номер канала и другие настройки, на выходе CV, Gate, Velocity, Aftertouch. На входе также имеется CV-вход «Portamento Time». Если использовать это встроенное в MIDI to CV портаменто, то при игре можно заметить, что оно какое-то не такое: либо его толком нет, либо оно какое-то размазанное, долгое. Никак не получается подобрать оптимальное значение, а на любой железке всё хорошо — чуть крутанул ручку и получил приятные «уи-уи». А происходит это потому, что Portamento в SE-шном MIDI to CV линейное, то-есть при смене ноты скорость изменения выходного CV постоянна. Сочетание стаккато с портаменто при таком раскладе хорошо звучать не будет, поскольку ноты просто не будут успевать «доезжать» до нужной высоты при снятии ноты.

Ситуацию исправит понимание того, что интегратор — это обычный низкочастотный фильтр 1-го порядка. На первом рисунке RC-фильтр изображён между двумя ОУ, которые нужны для фиксации сопротивления с обоих сторон. А поскольку в Synthedit такой фильтр есть, ничего не мешает его использовать не только для аудио, но и для CV, так как и то и другое — напряжение.
Портаменто в Synthedit

Ставим фильтр сразу после MIDI to CV и настраиваем диапазон слайдера по вкусу. Скачки начинают сглаживаться знакомым, «аналоговым» образом.
Идея хорошо развивается с другими линейными переходными процессами. Например, можно сделать более «аналоговой» форму волны осциллятора с помощью Math модуля, с помощью него же можно подстроить ADSR так, чтобы огибающая громкости была более плавной на слух.

Реалистичное портаменто в Synthedit: Один комментарий

Добавить комментарий