Полифонический MIDI-CV конвертер hexinverter.net ACXSynth MIDI2CV

MIDI2CV_ThumbКанадская компания hexinverter.net Electronics занимается разработкой разнообразных модулей для синтезаторов, причём почти каждый проект является кроссплатформенным и реализуется не только под Eurorack, но и под форматы «доткома» 4U и 5U. Модельный ряд включает в себя шумовые модули, секвенсеры, перкуссию, генераторы огибающих, обработку. Летом у них также стал доступным четырёхголосный MIDI-CV конвертер, о котором далее и пойдёт речь.

MIDI-CV конвертер для модулей 5U был разработан Алаином Купелем, автором сайта ACXSynth. В 2013 году Стэйси Годро, не без помощи автора, доработал её для поддержки более компактного формата Eurorack, а также несколько переработал аналоговую часть. В итоге получился удачный проект DIY-модуля шириной 8HP, который даже не требует дополнительной шины питания +5В. Я принял участие в разработке, сделав достаточно серьёзное обновление прошивки модуля.

В самом полном комплекте (платы, компоненты, панель и органы управления) модуль стоит 120$ (не ясно — США или канадских, но их курс крайне близок).

Функционал.

ACXSynth MIDI2CV работает в трёх режимах: монофоническом, мультитембральном и полифоническом, которые выбираются переключателем. При этом, разным аналоговым выходам назначаются разные функции, в зависимости от выбранного режима.
MIDI2CV_big
В монофоническом режиме (приоритет последней ноты) выходы работают следующим образом: на два выхода CV1 и CV2 подаётся напряжение соответствующее высоте взятой ноты. Диапазон — 7 октав, разрешение 12 бит. Во время взятия ноты поднимается уровень на выходе GATE и возникает короткий импульс на выходе TRIG. Каждая новая нота вызывает следующие импульсы Trigger, но при исполнении легато держится Gate. На выходе VEL подаётся напряжение соответствующее скорости нажатия последней клавиши, а на выходе MOD — соответствующее положению колеса модуляции. Доступны функции MIDI синхронизации. Поведение зависит от настроек MIDI-секвенсера, но в общем случае высокий уровень на выходе RUN/STOP соответствует команде запуска секвенсера (Play/Continue), низкий — команде остановки, а на уровень выхода RESET во время команды Play подаётся импульс. Наконец, на выход SYNC подаются сигналы MIDI Clock с частотой 24 ppqn (24 импульса на на четвертную ноту), а светодиод ACT мигает каждую четверть.

В полифоническом режиме (Poly4) 8 выходов работают как 4 пары выходов CV/Gate для каждого из 4-х голосов.

В мультитембральном режиме выходы также работают попарно, но каждый на «своём» MIDI-канале.

Первая взятая по MIDI нота при включении модуля определяет рабочий канал монофонического режима, а также первый из 4-х каналов мультитембрального режима. (остальные каналы — далее по порядку.)

«Логические» события, такие как Gate, Trigger и команды секвенсера, дублируются яркими синими светодиодами.

Кстати, на плате модуля выведены контакты для скрытой передачи сигналов MIDI на другие модули. Они не буферизованы, но уже используют для передачи данных напряжение, поэтому не требуют использования дополнительных оптопар.

DIY-набор

Я купил самый полный кит, и заплатил около 20 долларов за эконом-доставку. Комплект пришёл примерно за 40 дней, что является удачей для работы двух почтовых служб имеющих плохую репутацию. (На Канадскую почтовую службу жаловался сам Стэйси).

Набор радует глаз: По отдельным тюбингам разложены все чипы и площадки. Полупроводниковые приборы отделены от пассивных компонентов, и каждый набор заключён в антистатический пакетик. Остальные компоненты, крепления, разъёмы и тому подобное распределено ещё примерно по 4-м отдельным пакетикам. Передняя панель покрыта защитной плёнкой. Справедливости ради замечу, что хотя все компоненты очень качественные, мне попалась в наборе гаечка для одного из разъёмов, в которой резьба нарезана не перпендикулярно плоскости гаечки.
MIDI2CV_kit
В набор не включены инструкции по сборке и использованию, но их можно скачать на сайте производителя. Инструкция по сборке очень доходчивая и иллюстрирована качественными цветными фотографиями. Следуя этой инструкции я спаял и собрал модуль с чистого листа за 2 часа.

Модуль требует калибровки перед использованием. Процесс калибровки описан в инструкции по использованию и требует наличия мультиметра, желательно точного. У меня она заняла примерно полчаса времени, не считая ещё получаса на разогрев модульной системы. Для калибровки на слух использовался бюджетный мультиметр Mastech MY68, два осциллятора Doepfer A-110, аудио-делитель A-115 и микшер A-138. В инструкции сказано, что надо отстраивать напряжение смещения ОУ до взятия первой ноты на клавиатуре. Мне показалось, что строй чище, если отстраивать его уже взяв ноту C2. (есть небольшая разность в напряжениях выдаваемых ЦАП сразу после включения и при взятии ноты C2)

Новая прошивка

Необходимо заметить, что в полифонических синтезаторах логика распределения взятых нот по голосам может быть разной. Традиционный способ распределения голосов можно назвать сдвиговым или последовательным: ноты равномерно распределяются по голосам и назначаются по кругу. Это позволяет во многих случаях «дозвучать» тембрам использующим фазу затухания огибающих, если быстро после отпускания ноты берётся следующая. В реализации ACXSynth голоса «набираются» по принципу стопки (Stack): Первая взятая нота всегда идёт в голос 1, каждый следующий голос задействуется только тогда, когда уже есть занятые голоса. По исчерпанию голосов, старые голоса не высвобождаются под новые ноты и они игнорируются.

Для моих задач это не подошло и я написал новое микропрограммное обеспечение, в котором, кроме последовательного принципа назначения голосов, было также добавлено несколько новых функций и исправлены ошибки оригинальной прошивки.

Подробнее можно почитать на странице проекта.

Итог

Модуль качественно сделан, использованы подобранные компоненты. Абсолютный рекордсмен в соотношении цены, качества и функциональности. Между тем, глюки в штатной прошивке не позволяют назвать этот модуль совершенным, но и они могут быть исправлены.

Оценка Modularsynth.ru: 9/10.

Добавить комментарий