Wendy Carlos

wendy_1979Уэнди Карлос (ранее Уолтер Карлос) — американский композитор, внёсший значительный вклад в развитие техники работы со звуком синтезатора. Один из популяризаторов синтезатора и вокодера как музыкального инструмента. Также признанный фотограф солнечных затмений.

В детстве Уэнди считалась музыкальным дарованием. Обучаться игре на фортепиано она начала в 6 лет. В десять ей было написано первое произведение — «трио для кларнета, аккордеона и фортепиано». В 1953 году в возрасте 14 лет она победила на школьном конкурсе при Уэстингхаузской научной выставке за построенный дома компьютер. В 1962 году Карлос получила степень бакалавра искусства в области музыки и физики при университете Брауна, а в 1966 году — также степень магистра по композиции при Колумбийском университете. Обучалась у пионеров электронной музыки Джека Бизона, Владимира Усачевского и Отто Люнинга.

Bob MoogПребывая после окончания обучения в Нью-Йорке, Карлос была представлена Доктору Роберту Моугу, став одним из его первых клиентов. Они часто общались, и Карлос помогала Бобу ценными предложениями и технической помощью во время разработки синтезатора Моуга. Например, Карлос убедила его добавить к клавиатуре поддержку чувствительности к скорости касания.

В 1966 году Уэнди встретила Рэйчел Элкайнд, вместе с которой они построили студию в Нью-Йорке. Рэйчел стала сотрудничать с Карлос на постоянной основе как продюсер. Особенностью студии было то, что она была полностью заключена в клетку Фарадея, которая экранировала оборудование от наводок радио- и телеэфира.

Rachel ElkindПервым коммерческим релизом Уэнди Карлос была демонстрационная пластинка Moog 900 Series — Electronic Music Systems, вышедшая в 1967 году.

Следующая работа, Switched-On Bach, стала настоящим хитом, который обратил внимание массового слушателя на синтезаторы и способствовал признанию синтезатора не только как прибора для получения спецэффектов, но и как полноценного музыкального инструмента.

Уэнди была проведена титаническая работа по многодорожечной записи полифонических произведений. Партия за партией исполнялась и накладывалась поверх записанного материала. Революционная запись дала плоды. Диск получил в 1969 году статус золотого, а в 1986 году — платинового. Почти три года после выхода он держался в топе Billboard.

Walter and modularВ 1969 году последовал следующий альбом с синтезированной музыкой периода Барокко — The Well-Tempered Synthesizer, название которого было игрой слов с известнейшим циклом полифонических произведений И.С. Баха — «Хорошо темперированным клавиром». Ещё один альбом из этой же серии, Switched-On Back II, вышел несколько позже — в 1973 году.

После успеха Switched-On Bach Карлос и Элкайнд начали посвящать много времени экспериментам со звуком. Одним из таких экспериментов была работа с новым устройством — спектральным повторителем, прибором, который позволял преобразовывать поступающие звуки, такие как речь, в электронные сигналы, отражающие динамические колебания обертонов исходного сигнала. Подобное устройство является обязательным компонентом аналогового вокодера. Кстати, на большинстве «вокодерных» работ того времени звучит обработанный голос Рэйчел. Работа над «вокальной электронной композицией» привела к созданию своеобразно звучащей версии 4-й части 9-й симфонии Л.В. Бетховена. Требовалось написать оригинальный материал, который подготовил бы слушателя к новому звуку. Так была создана композиция, которой было дано название Timesteps.

Wendy and RachelВскоре после этого один друг дал Уэнди почитать роман Энтони Бёржеса «Механический апельсин». Карлос к своему удивлению обнаружила, что первые же описываемые сцены мира торжествующего ультра-насилия поразительно точно перекликаются с музыкальным полотном её недавней вещи. В итоге Timesteps была переработана, став своеобразной музыкальной поэмой по роману. Далее этот же самый друг показал Карлос газетную заметку о том, что режиссёр Стэнли Кубрик снимает кинофильм по книге Бёржеса. Карлос и Рэйчел были большими поклонниками предыдущей работы Кубрика и не могли упустить такого шанса. Они связались с представителями Кубрика в США и отправили ему авиапочтой Timesteps и «вокодеризированную» вокальную часть симфонии. Через некоторое время они получили приглашение в Лондон для обсуждения возможности использования их музыки в фильме. В итоге были приняты не только эти две вещи, но и было записано ещё несколько композиций на основе классических произведений. В заглавной теме звучат «Похороны королевы Мэри» Генри Пёрселла.

В 1971 году вышел оригинальный саундтрек к «Механическому апельсину», содержащий музыку из фильма, а годом позже вышел второй альбом, который включил в более высоком качестве все оригинальные произведения Карлос, написанные в процессе работы над саундтреком.

wendy earlyВ 1972 году вышел «двойник» Sonic Seasonings, каждая сторона которого содержала ровно по одной длинной композиции, отражающей времена года. Каждая композиция состояла из переплетения записанных звуков природы и синтезированных звуков, в которое была также вкраплена тональная музыка. Альбом не получил такой массовой популярности как предыдущие работы Уэнди Карлос, но сильно повлиял на работы многих последующих артистов жанра Эмбиент.

В том же 1972 году Карлос пережила операцию по смене пола. В интервью, данному журналу Playboy в 1979 году, она рассказывала, что с детства страдала от гендерной дисфории: «Мне было около пяти или шести лет… Я была убеждена в том, что я девочка, предпочитала носить длинные волосы и девчачьи шмотки, совершенно не понимая, как это не доходит до родителей». Одной из целей переезда в Нью-Йорк было получение информации о трансгендерности в Колумбийском университете. В 1968 году Уолтер Карлос начал принимать гормональные препараты и стал жить как женщина. После успеха альбома Switched-On Bach Карлос получила финансовую возможность  пройти операцию по смене пола, и в 1972 году это было сделано, а ближе к 1979 году Карлос сменила имя Уолтер на Уэнди. Первым альбомом, изданным под новым именем, стал Switched-On Brandenburgs, изданный в том же году.

В 1980 году Карлос снова работала с Кубриком, на этот раз над музыкой к кинофильму «Сияние». Значительная часть материала была в последний момент заменена на готовые произведения современных авангардных авторов, однако оригинальная работа была издана в 2005 году.

wendy_1986В 1982 году была написана музыка  к кинофильму «Трон», для создания которой использовались практически все существующие музыкальные средства: оркестр, хор, орган и синтезаторы, как аналоговые, так и цифровые. Некоторая часть музыки была также заменена в последний момент, но была издана на альбоме Digital Moonscapes (1984), в котором слушателю был представлен радикальный переход от традиционных для музыки Карлос аналоговых синтезаторов к синтезаторам цифровым.

В 1986 году вышел альбом Beauty and the Beast, содержащий эксперименты с различными строями.

В 1987 году был издан особый альбом-лекция Secret of Synthesis, в котором Уэнди Карлос рассказывает об аспектах строения звука и подходах к синтезу. В лекции присутствует как материал, понятный широким массам, так и специфичный для композиторов и музыкантов.

В 1998 году Карлос отсудила у исполнителя Momus 22 млн. долларов в ходе судебного разбирательства по поводу его песни Walter Carlos, сатирически рассматривающей биографию композитора-транссексуала. В том же году Карлос самостоятельно собрала (иногда выкупая) свой материал у Columbia Records и самостоятельно сделала переиздания своих альбомов на CD.

Wendy Carlos

Официальный сайт | Статья в Википедии (Англ.)

Видео

Добавить комментарий